река

лотосы

Архетипы коллективного бессознательного

  На главную  
  Портал Странников  
  Веер -система порталов  
  Океания  
  Хроносфера  
 

Ноосфера
Образ Учителя

 
  Энергии творения  
  Модель зарождения миров  
  Атлас мироздания  
 
 

цапля

В теме: Архетипы коллективного бессознательного


 

Архетип -понятие

Архетип (психология) — универсальные изначальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и обнаруживаемые, как правило, в образах и мотивах сновидений.

·  Архетип (искусство) — первичный образ, оригинал; общечеловеческие символы, положенные в основу мифов, фольклора и самой культуры в целом и переходящие из поколения в поколение (глупый король, злая мачеха, верный слуга и т. п.)
·  Архетип (литература) — оригинал, подлинник (применительно к литературным произведениям).

Юнг К.Г. Архетипы коллективного бессознательного

Архетипы коллективного бессознательного — это не теоретические конструкты, а судьбоносная жизненная реальность. Многие люди не могут этого понять, потому что отождествляют себя со своими бессознательными импульсами. Они считают, что живут своей собственной жизнью, не осознавая, что по большей степени являются лишь посредниками, через которых осуществляется жизнь природы. С точки зрения психологии, их поступки в основном являются результатом автономной психической деятельности, с точки зрения религии — это деяния Бога или дьявола. Как правило, людей не интересуют все те мощные внутренние силы, которые формируют их личность. Но только при наличии такого интереса они смогут почувствовать реальность архетипов.

Юнг понимал под архетипом содержание бессознательного, которое раскрывает себя сознанию всегда с некоторым искажением, привносимым в непосредственное восприятие культурой и индивидуальными склонностями человека. Он не ставил вопроса, как возникли архетипы и существует ли их наиболее истинная, или первичная, форма. Для европейца Юнга, мировоззрение которого впитало в себя классическую немецкую философию, архетип заведомо присутствует в психике, подобно кантовской идее a priori, как образ божественного ума. Юнг пишет об этом так:

"Душа — часть внутренней мистерии жизни, она имеет свою особенную структуру и форму, как любой другой организм. Откуда произошла эта психическая структура с ее элементами-архетипами, это вопрос метафизики, который, следовательно, остается без ответа. Это нечто данное, предустановленное, что присутствует во всех случаях".

Юнг К.Г. Архетипы коллективного бессознательного

Архетипы духа и Великой Матери

Дальнейшее развитие чувств и углубление в сферу бессознательного выявляет еще два архетипа, оказывающих заметное влияние на жизнь личности: это Старый Мудрец и Великая Мать.

Образ Мудрого Старца, часто возникающий в снах и еще чаще появляющийся в сказках, Юнг называет архетипом Духа. Он может предстать в разных формах: как старый мудрый человек или не менее мудрое животное, как царь или отшельник, злой колдун или добрый помощник, целитель или советчик, — но всегда он связан с некоей чудесной властью, превосходящей человеческие способности. Этот архетип заставляет человека приподниматься над своими возможностями: находить решения неразрешимых проблем, изыскивать неведомые силы и преодолевать непреодолимые препятствия. На эту фигуру как бы переходит очарование Анимы, и архетип Мудреца может представить серьезную угрозу личности, поскольку, когда он пробуждается, индивид часто начинает верить, что он владеет "маной"— магической властью, мудростью, даром исцеления или пророчества.


Архетип Великой Матери оказывает подобное действие на женщину. Она начинает верить, что наделена неограниченными способностями к любви, пониманию и защите, и посвящает себя служению другим. Она также может вести себя разрушительно, настаивая (не обязательно открыто) на том, что все, кто попадает в круг ее влияния, — ее дети, а потому беспомощны и зависят от нее. Эта неуловимая тирания, если она принимает крайние формы, может деморализовать и разрушать

Архетип Прародительницы жизни, соответствующий ему, — это самый древний образ мифологического сознания. Он символизирует зарождение жизни как таковое, ассоциируется с глубинами моря (архетипический образ Моря-Матери) и соответствует астрологическому архетипу Нептуна. Для Юнга этот архетип ведет начало от реального образа матери — однако астрологически это не так: лунный архетип конкретной, нежной и любящей матери своего ребенка формируется гораздо позднее, чем размытый и туманный образ всеобщего материнства, не различающего своих и чужих детей, питающего все живое и одушевляющего даже неживую природу. Поэтому архетип Великой Матери никак не соотносится с реальной матерью человека, а больше связан с его способностью ощущать единую пульсацию ритмов жизни. Этот архетип могуществен, поскольку связан с проблемой истока жизни, и его влияние на сознание может быть оценено через тот факт, что в слиянии с Юпитером-Анимусом, который замещает сферу бессознательного ценностями культуры, он символизирует веру в Бога.

Нептунианский архетип Великой Матери — Матери Мира — олицетворяет собой коллективное бессознательное в наиболее полном смысле этого слова. Он сложился всезнании еще до того, как возникло разделение людей на народы и они начали различать сон и явь, бытие и мысль, своих и чужих. До того, как они начали помнить свою землю и свое племя и осознавать себя этими, определенными людьми, имеющими свою территорию и родственные связи. И задолго до того, как возникло первое, еще сначала коллективное, представление о своем "я". Нептунианский архетип Матери Мира не предполагает никакого "я": оно растворяется в нем, как кукла из соли в морской воде (так определил его индийский мистик Рамакришна, служивший Великой Матери Деви). Архетип единой Матери даже не предполагает отделенности людей друг от друга, не говоря уже о нормах их поведения и взаимоотношений (таких, как уважение к личности). Именно поэтому, донося до нас ощущение души мира и древнее бессознательное отношение к другому, которое предполагает слияние с ним, — сегодняшний образ высшей любви, — этот архетип может оказывать деморализующее и разрушительное влияние на личность других людей: он просто заставляет забыть о том, что она существует.

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=

Мифы и сказки являются отражением архитипов коллективного бессознательного, и значит один из первых архетипов - это архетип Первозданной женщины.

Архетипы при этом не являются образами в чистом виде, а неким магнитом, который формирует нечто на основе того, что есть в каждом человеке, как сумма проявления личного и общего. Образы -порождают чувства, а значит энергию.

И наоборот глубинные чувства, особенно во сне, порождают образы, переводя эмоции на грань реальности. А через тех, кто эти образы способен переводить во внешний мир (художники, музыканты, писатели, поэты,в том числе мастера своего дела), то архетипические образы рождают целые потоки чувственно эмоциональной энергии, закладывая основы новых источников субкультур

архетип

Дикая Первозданная Женщина

По-испански называют ее Rio Abajo Rio – “река под рекой”, La Mujer Grande – “Великая Женщина”, Luz del abismo – “свет из бездны”. В Мексике она – La Loba (женщина-волчица) и La Huesera (костяная женщина).
По-венгерски ее называют О Erdoben* (“Та, что в лесах”) и Roszomak (Росомаха). У индейцев навахо она носит имя Na’ashje’ii Asdzaa, Женщина-паук, сплетающая судьбы людей и животных, растений и камней. В Гватемале помимо прочих имен используются Humana del Niebla, “Существо из Тумана”, Женщина, живущая вечно.

Японцы называют ее Аматэрасу Омиками, “Таинственные Высшие Силы”, порождающие всякий свет и всякое сознание. В Тибете говорят о Дакини, танцующей силе, ясно различимой во всех женщинах.

http://misteli.wordpress.com/2012/03/26/dikaja/

“…Первозданная Женщина – сила Жизни – Смерти – Жизни.

Архетип Первозданной Женщины – и все, что с ним связано, – всегда был покровителем художников, писателей, скульпторов, танцоров, мыслителей, духовных деятелей, тех, кто ищет и находит, ибо все они посвящают себя творчеству, то есть главному занятию инстинктивных натур. В любых искусствах Она занимает место в сердце, а не в голове. Она умеет выслеживать и преследовать, призывать и отталкивать. Она способна чувствовать, маскироваться и глубоко любить. Она интуитивна, символична и нормативна. Она необычайно важна для умственного и душевного здоровья женщины.

Кто же Она, Первозданная Женщина? С позиции архетипической психологии, а также с точки зрения традиционных сказителей, она представляет собой женскую душу. И все же она – нечто большее: это источник женственности. Она – все то, что относится к инстинктам в видимом и невидимом мирах, она есть основа. Каждая из нас получает от нее некую сияющую клеточку, где содержатся все необходимые для существования инстинкты и знания.

Это интуиция, ясновидящий, внимательный слушатель и преданный друг. Она способствует тому, чтобы человечество продолжало говорить на множестве языков и свободно владело языками сновидений, страсти и поэзии. Она перешептывается с нами в ночных снах, оставляет на грунте женской души грубую шерсть и путаные следы; это наполняет женщин страстным желанием найти ее, освободить ее, полюбить ее.

Она – это мысли, чувства, побуждения и воспоминания. Очень долгое время она оставалась утерянной, забытой. Она – источник, свет, ночь, тьма и рассвет. Она – запах ила и задних лап лисицы. Ей принадлежат птицы, рассказывающие нам разнообразные тайны. Она – тот голос, который произносит: “Сюда, иди сюда”.

-=-=-=-=-=-=-=-=-

Олень -Солнце

Следующий архетип -выражен образом Оленя, на рогах которого яркое солнце.

продолжение следует

-=-==-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=

Полезные сслыки по архетипам:

Евгений Файдыш "Магический космос. Путеводитель по тонкоматериальным мирам и параллельным пространствам".
Издательство "Москва", 2002. 544 с.
http://www.ozon.ru/context/detail/id/1508608/

Новая книга Евгения Файдыша
«Путеводитель по кармическим архетипам. Картография миров трансформации»
http://www.shalagram.ru/guide_karma/index.htm

Юнг К.Г. Архетипы коллективного бессознательного

 

Vladivostok 2013

Hosted by uCoz