Истории Странствий

 Индийская музыка и Веды


На главную

Портал Странников

Веер Миров

Океания

Ноосфера

 

Атлас ПО

Часть I мироздание

Часть II мироздание

Индийская музыка

 


В теме: Индийская Музыка и Веды . Раги, ноты, мантры...Танцы Богов

 


 Танцующие боги


Шива Натараджа

Танец - древняя форма магии. Танцор вовлекается в бытие и обретает сверхнормальные силы. Его личность в танце изменена. Как и йога, танец вызывает транс, экстаз, провидческий опыт, раскрытие внутренней сущности человека и в конце концов слияние с Божеством. По этой причине танец в Индии развивался параллельно суровой аскезе и дыхательным практикам, полным погружения в себя. Танец - это акт творения. Он создает вокруг новое пространство и вызывает в танцоре новую более высокую индивидуальность. Танец может стать космогоничным, если он пробуждает в человеке дремлющие в нем эволюционные энергии.

Особенно выделяется в этой связи портретизация танцующего Бога Шивы как Натараджи, или Владыки танца. Шива - один из верховных богов ведического индуизма, входящий вместе с Брахмой и Вишну в божественную троицу (тримурти), где он выступает как бог, уничтожающий в конце каждого периода миры и создающий их заново.Натараджа - это одна из форм представления Бога Шивы. Согласно священным текстам Шива является мастером танца и музыки, а также превосходным танцором и музыкантом (винахаром). В "Натья Шастре" Бхараты упоминается 108 танцевальных поз и танец "тандава лакшан". Все они фигурируют на портале храма Чидамбарама, посвященного танцующему Шиве, в южной Индии.

Шива именуется Космическим Танцором, так как его миссия реализуется в процессе танца: исполняя его, Бог уничтожает во Вселенной все старое и одновременно открывает новый цикл жизни.

Шива Натараджа изображается стоящим на одной, чуть согнутой в колене правой ноге. Его левая нога грациозно выставлена вперед в танцевальной позе. У Шивы четыре руки, жест каждой из них имеет смысл. Шива держит в правой верхней руке барабанчик Дамару в форме песочных часов - символ космического ритма и звука. Считается, что все ритмы Космоса можно извлечь из этого барабанчика. В другой руке(левой верхней) держит язычок пламени. В равновесии рук проявлен противовес творения и разрушения в игре космического танца. Созидающий звук против разрушающего пламени! Две нижние руки замерли в мудрах (особом расположении пальцев и кистей рук). Нижняя правая рука с поднятой открытой кистью замерла в мудре, означающей защиту и благословения бесстрашия для преодоления страха смерти, а мудра левой нижней руки(опущенная кисть с выпрямленными пальцами) - указывает на поднятую левую ногу и означает вожможность для человека спасения от его иллюзорного восприятия реальности(майа).Голову Шивы украшает корона с черепом - знак победы над смертью.

Фигура Бога часто заключена в бронзовый ореол с язычками пламени, олицетворяющего Вселенную, в которой танцует Великий Бог - разрушитель и созидатель одновременно, создающий в Космосе своим танцем динамическое эволюционное равновесие. Символизм, заложенный в этом космическом танце Шивы, разъясняется в индийской школе философии шайва сиддханта. Образ Натараджи является мощным ритмическим средством, постоянно занятым 5-ю вечными видами деятельности: созидания, сохранения, уничтожения, абстракции и благословения. Вездесущий и Всемогущий Шива в своем танце одновременно осуществляет эти аспекты деятельности.Его поза воплощает в себе взаимодействие трех вечных первородных сущностей - бога, души и неволи- открывающее путь к освобождению всем жаждущим душам.


http://spiritdance.narod.ru/shiva.html

***

Плэйкаст «Космический танец Шивы»

http://www.playcast.ru/view....56f5bpl

....Когда-то в предисторические времена в лесу Даруванна (Daruvanna) жили мудрецы Риши. Занимаясь мистическими практиками, они достигли огромного могущества, но впали в гордыню и пренебрежительно относились к Богам, не понимая важность Священной благодати. Тогда Шива и Вишну решили показать им, что человеческая сила и знания ничего не стоят без Божественной благодати. Для этого они решили использовать силу Майи (иллюзии).

Шива принял облик прекрасного мужчины Бхикшатана (Bhikshatana), и все жёны и дочери Риши потеряли голову и влюбились в него.

Вишну превратился в прекрасную женщину-танцовщицу по имени Мохини (Mohini). Увидев её прекрасный танец, они обезумели от любви и. забыв обо всем, кинулись за ней как одержимые.

Когда некоторые из Риши поняли что произошло, они пришли в бешенство и заклинаниями пробудили мощный магический огонь, направив его против Шивы-Бхикшатана. Сначала они вызвали из огня тигра, бросившегося на Шиву. Лорд с улыбкой убил ужасное животное, содрал с него шкуру и сделал из нее набедренную накидку. Затем Риши послали на него ядовитых змей, Шива обернул их вокруг шеи и рук, сделав ожерельем и браслетами. Все это демонстрирует особенности тантрической магической алхимии, которая не уничтожает враждебное воздействие, а трансформирует, делая полезным и используя его энергию. Высшим мастером подобных техник считается Шива.

После этого Шива начал готовился к исполнению Космического танца. У него появились еще две руки и третий глаз засиял между бровей. Разъярившись еще больше, Риши материализовали из огня свирепого карлика, но Шива поверг его одной ногой и использовал в качестве подножия для танца. Наконец Риши послали сам магический огонь, что бы он уничтожил Великого Бога - Шива взял его в левую заднюю руку, а из мантр, которые риши использовали против него, он сделал ножные браслеты.

После этого начался Тандава (Tandava) - Космический танец. Его гигантские энергии повергли Риши на землю, Вишну застыл в шоке, и даже супруга Шивы Парвати окаменела от страха. Но когда они увидели улыбку на устах Бога, его поднимающиеся ступни, они ощутили Божественную Благодать и достигли реализации. И все начали танцевать с ним.


***
Nataraja
http://dances.iloveindia.com/natraja.html

***

HARI GOPAL DAS

***

Индийская рага, подборка

Rishi Nitya Pragya - Trinetraya
http://www.liveinternet.ru/users/georgy-ur/post190486276/

***

Тансен, волшебный музыкант

Около 400 лет назад в деревне близ Гвалиора жил богатый поэт Муканд Мишра со своей женой. Их единственной печалью было то, что у них не было детей. По совету своего друга Мишра отправился в Гвалиор искать благословений великого святого и музыканта Мохаммада Гхауса. Тот повязал освященную нить на руку Мишры, сказав: "Пусть Господь благословит тебя сыном". Это свершилось. Ребенок родился и был назван Тансеном.

Когда Тансен подрос, отец нанял учителей, чтобы учить его чтению и письму. Но Тансена больше привлекали прогулки в близлежащем лесу со своими друзьями, где он мог подражать голосам птиц и зверей.

Однажды группа певцов проходила через лес. Тансен спрятался в кустах и зарычал, как тигр. Рычание было настолько естественным, что певцы испугались. Когда Тансен вылез из кустов, руководитель группы похвалил его. Ободренный Тансен воспроизвел голоса других зверей и птиц. Выступление Тансена произвело большое впечатление на старшего группы. Это был ни кто иной, как известный учитель музыки Харидас.

Харидас предложил Тансену стать его учеником. Он сказал отцу мальчика: "У него великий музыкальный талант". С большой неохотой мать Тансена отпустила своего единственного ребенка во Вриндаван учиться у Харидаса.

Почти десять лет Тансен учился у Харидаса. Начав с основных музыкальных нот Sa, Re, Ga, Ma, Pa, Dha, Ni, он изучил основы пения и игры на танпуре. Он узнал о различных рагах в индийской музыке и о том, как каждая рага создает определенное состояние. Рага может сделать вас таким счастливым, что вам захочется танцевать. Или может сделать вас таким печальным, что из ваших глаз потекут слезы.

Однажды из дома пришло сообщение о том, что его отец очень болен. Когда Тансен прибыл домой, он нашел своего отца на смертном одре. "Я очень рад, что ты стал музыкантом. Тебе нужно пойти и встретиться с Мохаммадом Гхаусом",- были последние слова отца.

Тансен остался дома, чтобы ухаживать за матерью, но она умерла в тот же год. Теперь Тансен был свободен, чтобы выполнить обещание, данное своему отцу: пойти к Мохаммаду Гхаусу и учиться у него. Но, соблюдая индийскую традицию, он пошел за разрешением учиться у нового гуру к своему первому гуру Харидасу. "Ты должен повиноваться пожеланиям твоего отца, но ты всегда можешь вернуться сюда. Ты мне как сын",- сказал Харидас. И он дал Тансену свое благословение.

Тансен учился у Мохаммада Гхауса три года, развивая свой музыкальный талант. Во время обучения Мохаммад Гхаус приглашал Тансена к Правителю Гвалиора. Они стали хорошими друзьями, и Тансен мог часто посещать дворец Правителя, где он слушал других музыкантов.

Во время визитов во дворец Тансен познакомился с Хусани, одной из женщин, которые прислуживали Правителю. Подобно ее имени: "Прекрасная",- Хусани действительно была прекрасна. Тансен влюбился в нее и женился на ней.

Несколько лет спустя Мохаммад Гхаус умер, оставив свое имущество и деньги Тансену. Тансен поселился в доме Мохаммада Гхауса, и его семья выросла там.

Однажды появился посланник со двора Ревы близ Гвалиора. Он открыл свиток и прочитал: "Король Ревы Рамчандра хотел бы, чтобы ты был музыкантом при его Дворе".

Это была великая честь и первая ступень пути Тансена к известности. Король Рамчандра был восхищен пением Тансена и одарил его многими дорогими подарками. Как-то раз он дал ему тысячу золотых монет.

Однажды Император Акбар посетил Реву. Король Рамчандра поручил Тансену встретить высокого гостя. Музыка Тансена произвела огромное впечатление на Императора, и вскоре после своего возвращения он послал сообщение Рамчандре с просьбой прислать Тансена к его Двору. Король Рамчандра не хотел расставаться с Тансеном, но он не мог себе позволить сердить могущественного Акбара. Кроме того, Акбар был Императором Индии, а Рамчандра был всего лишь королем страны в составе Империи Акбара.

Итак, с большой неохотой Король Рамчандра послал Тансена как королевский дар одного двора другому в сопровождении своих людей. Тансена ждал королевский прием в столичном городе Агра. Музыка Тансена произвела на Акбара такое впечатление, что он удостоил его высшей чести: Тансен был включен в число его навратна, девяти наиболее выдающихся талантов королевского двора.

Кроме выступлений при Дворе Тансен часто пел только для Императора. Вечером он пел раги, которые успокаивали Акбара и помогали ему заснуть, а по утрам Тансен пел специальные раги, которые ласково будили Императора.

Есть много историй, рассказывающих о силе музыки Тансена. Говорят, что когда он пел, птицы и звери собирались послушать его. Однажды во время охоты Император Акбар заметил белого слона и захотел иметь его у себя. Слон был пойман и доставлен во дворец. Слон, однако, был свирепым и диким и не приручался.

Когда Тансен услышал об этом, он пошел к слону, который был закован и сражался с дрессировщиками. Он начал играть на танпуре и петь. Постепенно слон становился спокойным, а вскоре Император смог оседлать слона и ездить на нем. Император Акбар удостоил Тансена почестей и даров. Тансен получил дом в непосредственной близости от дворца.

Однажды вечером Император Акбар решил пойти к Тансену. Когда Император пришел, Тансен пел и играл на танпуре. Император тихо сел на веранде и слушал его. Музыка Тансена доставила такое удовольствие Императору, что после выступления он снял с себя бриллиантовое ожерелье и подарил его Тансену. Некоторые придворные стали очень завидовать тому, что Император так высоко почитает Тансена. Они начали строить заговор против Тансена. Они украли бриллиантовое ожерелье, подаренное Императором, и сказали Акбару, что Тансен продал его за большую сумму денег.

Когда Тансена вызвали ко двору и попросили предъявить ожерелье, он не смог этого сделать. Император был в ярости. "Ты будешь изгнан со Двора до тех пор, пока не сможешь вернуть ожерелье",- проревел Император. Тансен был опозорен. Ему было не к кому обратиться. Он вспомнил о короле Рамчандре и отправился в Реву. Рамчандра радушно встретил своего прежнего придворного музыканта. Выслушав историю Тансена, король сказал: "Не беспокойся. Просто пой для меня". Тансен спел две прекрасные раги для короля. "Твое пение великолепно. Ты доставил мне великое удовольствие",- сказал Рамчандра. И в знак высокой оценки он подарил Тансену свои сандалии, украшенные драгоценными камнями.

Тансен поспешил обратно в Агру и положил перед Императором подаренные сандалии. "Господин, пожалуйста, возьми бриллианты с этих сандалий и прости меня". Украшенные драгоценными камнями сандалии были намного дороже ожерелья. Император немедленно понял, что был несправедлив с Тансеном и сказал: "Твоя музыка намного ценнее для меня, чем бриллианты. Я никогда более не усомнюсь в тебе. Ты можешь вернуться ко Двору как королевский музыкант".

Известность Тансена распространялась все шире и шире. Люди говорили, что Тансен был величайшим певцом тысячелетия. Зависть врагов Тансена росла все больше, и они замыслили заговор против него. Они посоветовали Императору, чтобы тот приказал Тансену спеть рагу Дипак для него.

Рага Дипак была одной из самых трудных для исполнения раг. Кроме того, совершенное исполнение этой раги может вызвать такую сильную жару, которая не только сможет зажечь лампы, но и сможет испепелить дотла тело самого певца.

Когда Акбар попросил Тансена спеть рагу Дипак, тот сказал: "Господин, рага Дипак может заставить певца загореться". Но Император не хотел слушать. "Если ты – величайший певец на земле, ты должен принять вызов",- настаивал Император Акбар.

Тансен знал, что пение раги Дипак было опасным, но он также знал, что, если рага Мегх, которая приносит дождь, могла бы петься одновременно, он смог бы уберечься от ярости огня.

"Но как я смогу петь обе раги одновременно?"- с беспокойством думал Тансен, бродя по саду у своего дома. Вдруг его осенило. Возможно Рупа, преданная ученица Харидаса, сможет петь с ним.

С разрешения Харидаса Рупа согласилась петь. Рупа уже была очень хорошей музыкантшей. Тансен потратил 15 дней данного Акбаром времени на подготовку, чтобы обучить ее. По истечению двух недель Рупа в совершенстве овладела пением раги Мегх.

В день выступления двор был полон придворных и королевских гостей. Люди пришли издалека, чтобы послушать, как Тансен поет самую трудную из всех раг, рагу Дипак. Незажженные лампы были повешены на стенах. Тансен ждал с танпуром в руках. Как только Император прибыл и сел на трон, великий музыкант начал алап – первую часть раги.

Тансен продолжал петь, окружающий воздух становился теплее и теплее. Слушатели стали потеть. Листья и цветы в саду высохли и упали на землю. Вода в фонтанах начала кипеть. Птицы улетели. Лампы загорелись и полыхали. Люди побежали со двора в ужасе.

Император поднялся и стоял, слушая со страхом и благоговением. Роза, которую он держал, упала и умерла. Тело Тансена было горячим и возбужденным, но, поглощенный рагой Дипак, он продолжал сильно петь.

Видя Тансена в таком состоянии, Рупа забеспокоилась и не могла начать петь. Затем медленно, сперва дрожащим голосом, она начала петь рагу Мегх. Ее голос становился сильнее, высоко взлетал, а небо становилось темным от облаков. Вскоре полился дождь. Он быстро охладил слушателей.

Вскоре все стало нормально. Люди восхвалили гения Тансена. Хотя Император был очень доволен, он был очень потрясен тем, что чуть было не потерял своего великого музыканта в огне его собственной музыки.

Известность Тансена теперь распространялась подобно пламени раги Дипак. Однако самому певцу не так просто было охладить внутренний огонь, зажженный рагой Дипак. Тансен заболел и смог вернуться ко Двору только через два месяца.

Тансен пел и учил Двор Императора Акбара много лет. Он был не только музыкантом, но и поэтом. Он написал слова к своей музыке и сочинил много новых раг. Когда Тансен умер, Император Акбар был в своей опочивальне. Император был преисполнен великой печали. Он знал, что Индия потеряла своего величайшего музыканта и певца. Но музыка Тансена выжила и передавалась от гуру к ученику.

И каждый год в Гвалиоре около могилы Тансена проводится музыкальный фестиваль. Музыканты приезжают сюда со всей Индии для выступлений и для того, чтобы выказать почтение Тансену.

***

Ганеша



Бог Ганеша -покровитель искусства и науки.

Он убирает все преграды для каждого, кто попросит его о помощи. Это индусский бог преуспевания и мудрости. Он также помогает с сочинительством и художественными проектами. Есть много преданий, в которых объясняется, почему у Ганеша голова слона. В большинстве из них говорится, что Ганеш лишился головы (возможно, из-за гнева отца), и его мать взяла первую попавшуюся ей под руку голову, оказавшуюся головой слоненка, и поместила ее на шею сына.

Ганеша называют «Устранителем препятствий», потому что он может сдвинуть любую глыбу, оказавшуюся на его пути. Представьте себе ручного слона, который идет впереди вас и приминает кусты, чтобы вы могли шагать по чистой тропинке. Вот это и есть Ганеш.

Ганеш говорит:

«Я считаю, что любые препятствия преодолима; в сущности, я вообще не вижу никаких препятствий, и в этом все дело: все преграда на вашем пути созданы лично вами. Они представляют собой ваш подсознательный страх двигаться вперед. Вы посылаете этот страх вперед себя, проектируя мысли в будущее, когда тревожитесь, что может случиться это или то. Вот эти ваши тревоги о будущем и создают преграды и призраки, которые вы впоследствии встречаете на пути. Не тревожьтесь — поскольку вы сами создали их, вам несложно их убрать.

Попросите меня о помощи, и я проткну воздушные шары ваших темных миражей. Если даже вы умудрились претворите в жизнь самый худший из возможных сценариев, призовите меня исцелить вас и вести дальше.

Все мысленные формы находятся на уровне игрового поля, и не имеет значения, какими жуткими они кажутся — все они одинаково легко преодолимы. Я пройду сквозь любую преграду очень легко, ибо моя вера в добро и любовь непоколебима.

На самом деле это единственная существующая сила, все остальное — миражи. Они покинут вас, и вы поймете, что истина одна: Бог и любовь выше всего».

Ганеш моментально приходит к тем, кто его призывает.

***

Индийские раги

http://www.svirel.com/indijskie-ragi/

***

Защитные мантры на Санскрите

http://www.svirel.com/kavacham/

***

Вечерние мантры на Санскрите

***

Музыкальная коллекция Ниранджани

http://www.liveinternet.ru/users/niranjani/music/

***

Rishi Nitya Pragya - Trinetraya

http://www.liveinternet.ru/users/georgy-ur/post190486276/